Приборы учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах
Счетчики и умные системы: как экономить на отоплении до 30%
Плата за тепло является наиболее затратной частью коммунальных расходов. На нее приходится почти половина коммунальных трат в платежках, в некоторых регионах она может занимать две трети от общих коммунальных расходов. На этом фоне актуальным становится вопрос сохранения тепла в квартирах и возможность сэкономить на этой услуге. Рассказываем, как снизить плату за тепло.
Сразу отметим, что решить вопрос рационального потребления тепла в многоквартирном доме можно только сообща с другими жильцами. Речь идет как об установке приборов учета, так и повышении класса энергоэффективности дома.
Перетопы и перерасчеты
Одна из причин больших сумм за отопление в платежке — это перетопы и потеря тепла. Каждый сталкивался с ситуацией, когда зимой температура в квартире достигает 27 градусов, хотя по санитарным нормам температура воздуха не должна быть ниже плюс 18–20 градусов. Часто большое количество энергии уходит на отапливание общих зон. По оценкам экспертов, перетопы составляют 15–20% от общего потребления тепла. В конечном счете все это ложится на плечи потребителя.
Чтобы не платить больше положенного в случае перетопов, можно потребовать перерасчет. Для этого нужно обратиться в управляющую компанию и написать заявление на перерасчет платы в связи с перетопом. Перерасчет можно потребовать, если батареи, наоборот, греют слабо и недотягивают до нормы либо происходят перебои с подачей тепла.
Если будут выявлены нарушения, то управляющую компанию обяжут произвести перерасчет и вернуть жителям разницу между поступившей оплатой и фактической стоимостью потребленного тепла. Также УК должна будет разобраться с неисправностями и починить коммуникации.
Пожаловаться на плохую работу отопительных систем в столице можно в департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы, Московскую объединенную энергетическую компанию (МОЭК) или Мосжилинспекцию.
Системы погодного регулирования
Решить проблему перетопов и снизить плату за тепло может помочь установка системы погодного регулирования или автоматизированных узлов управления системой отопления, отметила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Такое оборудование само следит за температурой на улице и в зависимости от этого выбирает нужный режим подачи тепла в квартирах. Проще говоря, система подстраивается под погоду и выбирает оптимальный нагрев батарей. Такой принцип позволяет не расходовать лишнюю энергию и, как следствие, экономить на коммуналке.
Само регулирующее оборудование устанавливается во внутренних инженерных системах дома — узлах учета тепловой энергии. Работу всей системы, как правило, контролирует вычислитель многоканального теплосчетчика, в котором есть функция автоматического контроля температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха.
Решение об установке системы умного отопления принимается на собрании собственников квартир. Они выбирают марку оборудования, сроки монтажа и стоимость обслуживания. После обращаются в управляющую организацию и вместе с ней заключают контракт с энергосервисной компанией, которая проводит работы.
Затраты на установку системы зависят от площади и серии дома. В среднем они окупаются в течение шести лет. При этом за сезон в доме экономится до 26% тепла, или до 8 руб. с 1 кв. м в месяц для каждого жителя. Специалисты отмечают, что эффект будет заметен, только если в доме исправно работает общедомовой прибор учета. По оценкам экспертов, пока автоматическое управление системой отопления установлено только в 4% многоквартирных домах.
Индивидуальные счетчики
Один из самых эффективных способов регулировать потребления тепла и платить за него меньше — это установка индивидуальных приборов тепла.
«В подавляющем большинстве, жильцы никак не могут контролировать объемы подачи тепла, которые регулируются нормативами. Очевидным выходом являются индивидуальные приборы учета тепла, которые позволяют не только контролировать объемы потребления тепла, но и снижать при необходимости. Экономия может доходить до 30%», — рассказал член Общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов.
Однако данный способ подходит далеко не всем. Установить счетчик можно, если в многоквартирном доме предусмотрена горизонтальная разводка системы отопления — когда стояки отопления размещены в подъезде, а к квартирам выводятся две трубы — прямая и обратная. Но она встречается лишь в новостройках.
Кроме того, перейти на отопление по индивидуальным приборам учета можно только одновременно всем домом. Данное решение принимается на общем собрании собственников. Поэтому придется объяснять соседям плюсы и договориться об установке индивидуальных счетчиков.
Повышение энергоэффективности дома
Куда сложнее ситуация обстоит со вторичным жилым фондом, где в домах вертикальная разводка системы, то есть тепло идет последовательно по всем квартирам. Это подавляющее большинство домов в стране. Посчитать, сколько конкретно в той или иной квартире потратили, невозможно. В данном случае снизить затраты на отопление можно за счет повышения энергоэффективности дома.
«Не секрет, что до 25% тепла, а соответственно, и расходов на него, может уходить через стены, двери и окна. Ответственность за их утепление несет управляющая компания. Как правило, в итоге затраты, понесенные жильцами на повышение энергоэффективности домов, компенсируются существенной экономией — до 15%», — отметил Рифат Гарипов.
Поэтому можно провести мероприятия по повышению энергоэффективности дома. Например, утеплить его с помощью инновационных панелей, которые не позволяют теплу просачиваться сквозь стены. Повысить энергоэффективность и снизить потребление тепла может замена старой котельной, которая отапливает дом, на современное оборудование.
Расчет потенциала энергоэффективности каждого дома проходит индивидуально. На сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ есть специальный калькулятор, который рассчитывает потенциал энергоэффективности в зависимости от проведения конкретных ремонтных работ.
Сегодня мероприятия по улучшению энергосбережения дома можно провести за счет господдержки в рамках программы капремонта. Например, дома, где при капитальном ремонте используются энергоэффективные технологии, смогут получить субсидии до 2 млн руб. Об этом заявил председатель совета Общественного совета при Минстрое Сергей Степашин.
Также на базе НП «ЖКХ Контроль» недавно был открыт Центр повышения энергоэффективности многоквартирных домов, добавила Светлана Разворотнева. Он создан, чтобы помогать жильцам многоэтажек при проведении мероприятий, которые связаны с модернизацией оборудования систем тепло- и водоснабжения в доме и снижением потребления энергоресурсов и, соответственно, платежей за коммуналку.
Специалисты центра проводят бесплатные консультации для жильцов по существующим возможностям повышения энергоэффективности, предоставляют юридическое сопровождение в случае возникновения конфликтов с управляющими и ресурсоснабжающими организациями по вопросам ресурсоснабжения и оказывают другие услуги на безвозмездной основе.
Помимо энергоэффективности дома, эксперты рекомендуют обращать внимание на теплоизоляцию самой квартиры, особенно окна и двери, через которые чаще всего проникает холод в помещения. В случае необходимости можно утеплить стены, полы, окна, двери и балкон, заменить старое отопительное оборудование на современные модели, многие из них включают функцию сбережения тепла. Это поможет сократить потери тепла и снизить плату за отопление. В некоторых случаях экономия может составлять 20%.
Расчет платы за отопление при наличии в МКД двух ОПУ тепловой энергии
На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в МКД входят:
плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ);
взнос на капитальный ремонт;
плата за коммунальные услуги.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в доме. Об этом сказано в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Если счетчики отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в установленном Правительством РФ порядке.
Законодательство о теплоснабжении также признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии. В части 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам счетчиков, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
На основании абз. 2 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг в случае отсутствия в доме ОПУ тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по соответствующим формулам исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги.
В МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не во всех жилых или нежилых помещениях установлены ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется с учетом показаний ОПУ тепловой энергии (абз. 3. Данный абзац применяется с учетом Постановления КС РФ от 10.07.2018 № 30-П, о котором мы писали в прошлом номере (см. статью Я. Г. Дубовой «Про экономию теплоэнергии»)).
Если при наличии в доме ОПУ тепловой энергии все жилые и нежилые помещения оборудованы соответствующими ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по другим формулам исходя из показаний ИПУ и ОПУ тепловой энергии (абз. 4).
И в абз. 3, и в абз. 4 норма начинается так: «В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии…» (используется единственное число). При этом Правила предоставления коммунальных услуг не содержат каких-либо особых положений, которые разъясняли бы, как определить размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в одном МКД нескольких ОПУ тепловой энергии.
В частности, осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, Правительство РФ в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг дало определения понятий, которые используются в данном нормативном правовом акте, в том числе понятия «коллективный (общедомовый) прибор учета».
Это определение можно уточнить. Под коллективным (общедомовым) прибором учета (ОПУ) понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в МКД, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) дома.
Верховный суд в Решении от 29.06.2018 № АКПИ18-419 указал, что озвученное понятие включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, и соответствует действующему законодательству. Прибор учета является средством измерения используемых энергетических ресурсов, и понятие «коллективный (общедомовый) прибор учета» не устанавливает правовое регулирование оплаты поставляемой тепловой энергии путем суммирования показаний общедомовых приборов учета.
В связи с этим возникает вопрос: что делать, если в доме установлено несколько ОПУ тепловой энергии? Арбитражная практика дает ответы, зависящие от конкретных обстоятельств дела (точнее, от конструктивных особенностей конкретного дома).
Дело № А82-7593/2017
В этом деле речь идет об экспериментальном доме, который согласно проекту состоит из двух частей (десятиэтажной и четырехэтажной). Проектом дома предусмотрены и введены в эксплуатацию два тепловых пункта с автономными закольцованными системами отопления. Потребленная тепловая энергия при нагреве учитывается в каждом тепловом пункте отдельным счетчиком. Два коллективных (общедомовых) прибора учета тепловой энергии учитывают потребление двух независимых систем теплопотребления, которые самостоятельно подключаются (отключаются) к системе (от системы) теплоснабжения, имеют разную тепловую нагрузку, различные температурные режимы и режимы потребления энергоресурса. Единый коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии в доме не установлен.
Таким образом, МКД в силу специфики конфигурации имеет два тепловых пункта (ИТП) и два обособленных прибора учета тепловой энергии. Управляющая компания осуществляла расчеты с РСО и жителями дома на основании показаний различных общедомовых приборов учета (применительно к различным частям дома), а не суммарно – по дому в целом.
Вместе с тем, как указали судьи, обозначенный МКД (десятиэтажная и четырехэтажная части дома) представляет собой единый объект капитального строительства. При раздельном расчете размера платы нужно использовать данные об объеме коммунального ресурса, потребленного секцией дома, что не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. Наличие у дома каких-либо конструктивных особенностей не изменяет установленный указанными правилами порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
В итоге требование ГЖН о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению суммарно показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии без разделения признано законным и исполнимым (Постановление АС ВВО от 13.06.2018 № Ф01-2260/2018).
Дело № А46-12324/2017
Похожая ситуация рассмотрена и в этом деле, но результат совсем другой.
Спорный многоквартирный дом вводился в эксплуатацию двумя очередями (в 2004 и 2006 годах соответственно), выполненными в разной этажности, из различных материалов. Исходя из этого, дом оснащен двумя допущенными в разное время узлами учета тепловой энергии, системы отопления дома являются независимыми (каждая из них имеет свой ОПУ) и представляют собой разные объекты теплоснабжения.
Общество считало, что МКД является единым домом и показания двух узлов приборов учета должны суммироваться в расчетах как единая величина. ГЖИ решила иначе: плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться исходя из раздельных объемов потребленной тепловой энергии, определенных по показаниям каждого из ОПУ тепловой энергии, имеющихся в указанном доме по первой и второй очередям.
Судьи и здесь поддержали ГЖИ. При оборудовании дома ОПУ тепловой энергии размер платы за отопление в помещении определяется исходя из показаний счетчика (при наличии нескольких приборов учета – исходя из суммарных данных этих счетчиков). Однако такая методика возможна лишь для единого многоквартирного жилого дома. В рассматриваемой ситуации представлены допустимые и относимые доказательства того, что первая и вторая очереди МКД представляют собой разные объекты гражданских правоотношений. Из заключения строительно-технической экспертизы следует, что:
объекты капитального строительства первой и второй очередей, входящие в состав спорного МКД, являются отдельно стоящими многоквартирными жилыми домами, не имеют признаков встроенно-пристроенных зданий, входящих в состав единого жилого комплекса дома с общим адресом;
каждый из объектов оборудован индивидуальными инженерными системами – тепловым узлом управления, водомерной рамкой подачи холодной воды, узлами подачи горячей воды с индивидуальными схемами разводки коммуникаций, вводами магистральных трубопроводов, температурными графиками и режимами регулировки оборудования, что свидетельствует об автономности системы теплоснабжения.
Итак, первая и вторая очереди дома являются самостоятельными объектами теплоснабжения, поэтому размер платы за тепловую энергию, потребляемую собственниками помещений в этих объектах, должен был быть рассчитан исходя из объема коммунального ресурса, потребляемого каждым из названных объектов (см. Постановление АС ЗСО от 14.05.2018 № Ф04-998/2018).
Действующее законодательство не содержит норм, прямо разъясняющих, каким образом определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в доме нескольких ОПУ тепловой энергии. Судебная практика дает такие ответы. Если МКД представляет собой единый объект капитального строительства, плата должна рассчитываться суммарно по дому, а не на основании показаний различных коллективных (общедомовых) приборов учета (применительно к разным частям дома) даже несмотря на то, что два ОПУ тепловой энергии учитывают потребление различных независимых систем теплопотребления. Если же дом представляет собой разные объекты гражданских правоотношений, в каждом из которых система теплоснабжения функционирует автономно, ГЖИ может настоять на необходимости проведения расчета платы исходя из показаний ОПУ тепловой энергии каждой инженерной системы отдельно.
О способах учёта тепла в МКД с вертикальной и коллекторной разводкой
Бытует мнение, что в многоквартирных домах с вертикальной разводкой системы отопления невозможно вести учёт индивидуального потребления теплоэнергии. Это не так. Разбираемся в вопросе технических возможностей установки систем учёта тепловой энергии в многоквартирных домах вместе с компанией «Учёт-Сервис».
При вертикальной разводке системы отопления в МКД используются вычислители и распределители тепла
- Вычислители тепла, установленные на радиаторы.
На территории РФ сертифицированы вычислители тепла «Techem» (Техем), учитывающие количество энергии, произведённой отдельным отопительным прибором в Квт/часах, которые при необходимости можно перевести в гигакалории (Гкал).
Вычислители Техем являются теплосчётчиками. Их устанавливают и используют для учёта индивидуального потребления в отдельной квартире МКД. Эти приборы могут объединяться в единую сеть и автоматически передавать данные на сервер управляющей многоквартирным домом организации.
Вычислитель Техем для радиатора отопления
- Распределители тепловых затрат.
При вертикальной разводке системы теплоснабжения в МКД сегодня также используются распределители тепловых затрат. При этом есть условие: для индивидуального учёта этими приборами должны быть оснащены не менее 50% всех помещений в многоквартирном доме.
Распределитель тепловых затрат
Распределители намного проще и дешевле, чем ИПУ, и не являются теплосчётчиками. Внешне они похожи на вычислители, с той лишь разницей, что они считают долю тепловых затрат на отдельный отопительный прибор. Сумма этих чисел в отдельном помещении есть доля помещения в тепловых затратах всего дома. По ним вычисляется, сколько процентов ушло на одно помещение, сколько на другое, и таким образом производятся начисления.
Отметим, что застройщики с 2012 года обязаны оснащать новостройки индивидуальными приборами учёта тепла, и они ставят в квартирах как раз подобные распределители тепловых затрат.
Межповерочный интервал и у вычислителей, и у распределителей для вертикальной разводки отопления составляет 12 лет. И при истечении МПИ их меняют на новые.
При коллекторной разводке системы отопления используются механические и ультразвуковые ИПУ
Теплосчётчики для коллекторной разводки отопления в многоквартирном доме представляет собой вычислитель, установленный на расходомере с двумя датчиками температуры. Один датчик вкручивается в сам расходомер, второй – в кран, установленный на обратной трубе отопления. Таким образом теплосчётчик учитывает объём теплоносителя и разницу температур. Как правило, вычисления производятся в Гкал.
Счётчики тепловой энергии для коллекторной разводки системы отопления
- механические,
- ультразвуковые.
В механических, как и в счётчиках воды, установлена крыльчатка, вращаясь, она передаёт информацию об объёме теплоносителя на соответствующее табло. В ультразвуковых эту функцию выполняет специальный ультразвуковой элемент, поэтому такие приборы учёта считаются более надёжными: в них нечему ломаться.
Пример ультразвукового счётчика теплоэнергии
Приборы учёта теплоэнергии для коллекторной разводки могут различаться интерфейсом передачи данных, что имеет значение, если в доме используется система удалённой диспетчеризации. Интерфейс может быть выполнен в трёх вариантах: импульсный выход, M-Bus и RS-485. По умолчанию счётчики комплектуются импульсным выходом или выпускаются вообще без какого-либо интерфейса передачи данных.
Заменить прибор учёта тепла проще, чем произвести его поверку
Вопрос поверки и замены приборов учёта теплоснабжения комментирует директор компании «Учёт-Сервис» Николай Федотов:
«Межповерочный интервал ИПУ теплоэнергии с термопарой может составлять от 4 до 6 лет. Последние свидетельства на счётчики с интервалом в 6 лет заканчиваются в 2021 году, далее все приборы учёта тепла будут выпускаться только с межповерочным интервалом в 4 года.
На текущий момент нет методики, позволяющей поверять приборы учёта теплоэнергии на месте, без снятия, как это происходит с квартирными счётчиками воды. Для поверки ПУ нужно везти в метрологическую лабораторию. Как правило, поверка одного прибора занимает 2-3 недели и стоит от 2 до 3 тысяч рублей. При поверке обязательна замена элемента питания, который рассчитан на один межповерочный интервал.
Собственники, как правило, выбирают замену прибора учёта теплоснабжения, а не его поверку: этот вариант быстрее и надежнее, а стоимость примерно такая же. Наша компания с 2010 года специализируется на установке и замене квартирных и общедомовых приборов учёта тепла и воды, а также на системах учёта ресурсов с удалённой диспетчеризацией.
Если вам нужна профессиональная консультация, обратитесь в “Учёт-Сервис”, оставив заявку на сайте или позвонив по телефону: 8 (911) 423-04-93».
За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет
Конституционный суд разобрался с оплатой отопления в квартирах. Теперь жильцы всех домов, построенных или капитально отремонтированных с 2012 года, будут платить по своим счетчикам, а не по нормативам. Та норма, из-за которой всех заставляли платить без учета показаний счетчиков в квартирах, признана неконституционной. Хотя ее в свое время утвердило правительство и прописали в жилищном кодексе.
Источник:
Постановление КС № 30-ПPDF, 289 КБ
Все это время норма нарушала права собственников, и они переплачивали. А один собственник не стал с этим мириться, прошел несколько инстанций, дошел до Конституционного суда и добился справедливости для всех. Теперь закон будут менять, но сэкономить можно уже сейчас: в некоторых регионах за отопление платят даже летом в жару.
Как вообще платят за отопление в квартире?
Об этом написано в жилищном кодексе и постановлении правительства. Для расчета берут показания счетчиков или нормативы.
Если в доме нет счетчиков на отопление, все платят по нормативам. Тогда вообще не считают, сколько энергии ушло на конкретный дом и квартиру.
Для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление в квартирах.
Если счетчики на отопление стоят в каждой квартире. Все жильцы платят по своим показаниям. Им не навяжут нормативы и не будут распределять общий объем ресурсов пропорционально площади. Сколько тепловой энергии потрачено, столько и надо оплатить. Кто-то уехал или любит, чтобы было прохладно, — тогда заплатит меньше. А у кого-то маленькие дети и угловая квартира, поэтому трубы нужны горячие — значит, придется платить больше.
Если счетчиков во всех квартирах нет. Например, если их нет хотя бы в двух квартирах, то берут общие показания и делят на все квартиры. Не считают, кто сколько потратил: чем больше квартира, тем больше нужно заплатить. Даже если в квартире никто не жил всю зиму, все равно нужно платить по полной.
Справедливо же. В чем проблема?
Проблема была у тех жильцов, которые поставили себе счетчики или сразу купили квартиру в новом доме со счетчиками на отопление. Например, по закону все дома, построенные с 2012 года, или если в них сделали капитальный ремонт, обязательно оснащены индивидуальными счетчиками на отопление — каждая квартира.
И вот все жильцы платят себе по своим показаниям. А потом их хитрые соседи берут и демонтируют счетчики. И нет у них больше приборов учета и показаний.
Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально менялась формула оплаты. Они больше не могли платить по своим показаниям, потому что теперь не все квартиры в доме были оснащены счетчиками. А в правилах так и написано: по своим показаниям можно платить, только если счетчики во всех квартирах.
Из-за нескольких неэкономных соседей остальные начинали переплачивать. Теперь показания общедомового счетчика делили пропорционально на все квартиры.
Вот это правило и решил обжаловать один из жильцов такого дома. Он не хотел переплачивать из-за соседей и пошел по инстанциям. Требовал, чтобы управляющая компания пересчитала ему плату за отопление и учла показания его счетчика. Мужчине отказывали везде, даже в Верховном суде. Все говорили одно и то же: есть закон, есть правила, их надо соблюдать. Простите-извините, помочь не можем, из-за соседей вы будете платить не только за себя, но и за того парня.
Что сказал Конституционный суд?
Обратиться в Конституционный суд можно не с любой жалобой и не по любому поводу, но тут основания нашлись. В этот раз собственник просил признать формулу для расчета отопления неконституционной. Получается, что из-за хитрости одних людей страдают другие — экономные и законопослушные. И действующее законодательство ущемляет их интересы.
Вот какие выводы сделал Конституционный суд:
- Государство регулирует расчет платежей за услуги ЖКХ , но должно делать это с учетом интересов всех собственников.
- Людей нужно стимулировать к тому, чтобы они ставили счетчики. Это помогает беречь ресурсы и справедливо считать плату за них.
- Кто не ставит счетчики, должен платить больше.
- Счетчики на отопление можно поставить не во всех домах: это технически сложно и дорого. Поэтому требование ставить их в обязательном порядке касается только домов, которые сдали с 2012 года. Или после капремонта.
- Если есть счетчик, собственник рассчитывает, что он будет платить по показаниям. Тогда он станет экономить тепло, а взамен получит возможность платить только за фактически использованные ресурсы. Так государство добьется бережного отношения к тепловой энергии.
- Формула, которая заставляет платить за квартиру со счетчиком не по своим показаниям, а по общим, нарушает права жильцов. Те, кто демонтировали счетчики, фактически переложили на соседей часть своих платежей.
Итог. Надо менять закон и правила. Те, у кого есть счетчики на отопление, должны платить по своим показаниям и не зависеть от хитрых соседей.
Как теперь нужно платить за отопление?
Пока закон не изменили, но выводы Конституционного суда действуют уже сейчас, до поправок.
Если все квартиры в доме изначально были оснащены счетчиками на отопление, а потом кто-то из жильцов его демонтировал, то платежи будут начислять так.
Для квартир со счетчиками — по индивидуальным показаниям. Теперь не имеет значения, что у соседей их нет, хотя раньше были.
Для квартир без счетчиков — по нормативам. То есть даже не по общим показаниям, разделенным на все квартиры, а как будто во всем доме вообще нет прибора учета.
Это касается вообще всех домов? Можно поставить счетчик и платить по показаниям?
Нет, решение Конституционного суда касается только тех домов, которые сданы или отремонтированы с 2012 года . В них по закону должны быть счетчики, и жильцы обязаны их сохранить. Кто не сохранил, теперь поплатится.
Если в доме не было счетчиков на отопление и все платили пропорционально площади квартиры, просто поставить себе счетчик и платить по своим показаниям не получится. Для таких случаев и дальше будет действовать формула из п. 42.1 правил № 354. Пока ее признали незаконной только для конкретных случаев с хитрыми соседями.
А можно не платить за отопление подъезда, если уезжаешь или просто не хочешь. Не нужен мне теплый подъезд
Нет, за общедомовые нужды придется платить всем. Этот вопрос Конституционный суд тоже рассмотрел.
Он объяснил, что отапливать подъезд и нежилые помещения важно для всех. Это делают не только для обогрева, но и для поддержания конструкций и коммуникаций в нормальном состоянии. Даже если жильцы уехали на всю зиму, они все равно обязаны платить за содержание общего имущества. За счет этого в доме будут исправные трубы, сухие стены и надежные перекрытия.
Индивидуальный прибор учета не может показать, сколько тепловой энергии потрачено на общедомовые нужды в расчете на конкретную квартиру. Поэтому ориентируются на общие счетчики. Отказаться от оплаты отопления для общедомовых нужд нельзя, пересчитать ее на время отъезда — тоже. Тут все законно.
Как установить счетчики на отопление во всем доме, чтобы платить меньше?
Формула расчета оплаты не изменится. Ее просто уточнят или добавят новую, специально для домов, которые уже должны быть со счетчиками по закону. Если ваш дом к таким не относится, заставить всех жильцов установить счетчики нельзя: нужно проводить собрание, а потом все это оплачивать. Установка счетчиков в квартирах — всегда за счет собственников. По закону есть рассрочка, но это зависит от управляющей компании.
Чтобы все платили по счетчикам, управляющая компания должна провести работу. Это ее обязанность по закону: делать так, чтобы дом экономил ресурсы. Поэтому лучше всего начать с обращения в управляющую компанию. Там объяснят, что делать, чтобы платить по счетчикам даже за отопление. Но сами по себе счетчики в квартирах не появятся.
Всегда есть смысл разобраться с платежами за услуги ЖКХ . Даже если в квартирах не получается установить счетчики на тепло, может оказаться, что и за весь дом вы платите по нормативам, хотя есть общий счетчик и можно платить за фактическое потребление.
После поверки теплового счетчика в этом отопительном сезоне стали платить за отопление больше, чем в прошлом отопительном сезоне без счетчика.Поверка стоит 5500 руб, получается выгоднее платить по общедомовому счетчику, не могу понять почему. В УК так прямо и сказали, что если бы все жильцы дома сделали поверку то было бы выгодно, а так получается потратили деньги на поверку счетчика и стали платить больше.Теперь думаю может демонтировать счётчик.В нашей стране ведь все наоборот, добропорядочные граждане всегда в пролёте.
Ирина, Добропорядочные мы все, так эволюция нас вывела — это не наша заслуга, а извилистые на виду хотя, их мало. Просто иногда с усмешкой мимо пройти, но чаще громкого слова достаточно.
Если в доме есть ОДПУ (ОбщеДомовой Прибор Учета), то нет смысла с 2018 г. ставить индивидуальный, теперь:
— у кого есть счетчик в квартире (ИПУ) — платят по счетчику
— у кого нет счетчика, платят как усредненные владельцы счетчиков , только не нужно тратиться на установку счетчика и можно тратить сколько угодно тепла.
Формула 3(7) в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
Жаль, что законодатель исправил Постановление #354 только в части внешней котельной (п.42), но не исправил в части собственного производства (п.54). Ждём очередного героя, который пройдет путь до КС, чтобы исправить а.54.
Доброго дня. А как быть в ситуации, когда в доме стоят и ОДУ и ИПу , платили по счетчикам, но теперь платим не УК а РСО , но они не принимают в расчёт показания счётчика, считают по нормативу !? Как оспорить это решение ? Есть образец претензии или обращения, куда идти в первую очередь?
У нас в доме (2017 года) в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики на тепло. Хотим платить индивидуально, УК говорит, что еще не заключен договор. Что делать? Куда обращаться?
С 01.01.2019 заработали поправки, которые позволяют платить за отопление по индивидуальному счетчику независимо от хитрых соседей — в соответствии с постановлением Конституционного суда, о котором вы пишете. Вот только в новых формулах сложно разобраться и понять, как же будет выгоднее платить — по счетчику или без него.
Simon, Я живу в таком доме. Мы давно уже платим за себя и за того парня, потому что хитромудрые жители, имея теплосчетчик в квартире, его попросту не включают, им достаточно того что их стены потолок и пол прогревают соседи, а основная часть тепла еще идет и из подъезда, где идет под полом горизонтальная разводка отопления к каждой квартире. В итоге у них отопление квартиры 0, а у нас у всех вырастают в разу общедомовые затраты на отопление. (((( Как с такими хитропродуманными бороться.
С Уважением, Людмила,
Кто то при минус 30 на улице хочет чтоб дома было +25, да еще и на неутепленном балконе оранжерея, и почему за них должны платить те ,кому достаточно и главное комфортно при +18 ?
Кто расходует тепло, тот и платить должен.
А если брать со всех одинаково — то и экономии не будет никакой. Все и будут топить улицу. Все равно усредниловка же.
SERGEY, если бы те, кому +18 комфортно, сами бы ее оплачивали, а не пользовались бы теплом, оплаченным другими жителями и теплом МОП, тогда, безусловно, Вы правы
Simon, к сожалению с 2019 вводится усредниловка.
Если в доме есть ОДПУ (ОбщеДомовой Прибор Учета), то нет смысла с 2018 г. ставить индивидуальный, теперь:
— у кого есть счетчик в квартире (ИПУ) — платят по счетчику
— у кого нет счетчика, платят как усредненные владельцы счетчиков , только не нужно тратиться на установку счетчика НО ЗАТО можно тратить сколько угодно тепла.
Формула 3(7) в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
Simon, Так и есть. Заменили счётчики, так как вышел срок и охренели.
Andrey, были внесены поправки в Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. N 354, а точнее — в Приложение N 2 к нему, определяющее расчет размера платы за коммунальные услуги. Там появилась формула 3(1), определяющая "размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии".
Раньше такой формулировки не было, что и послужило причиной обращения в Конституционный суд.
Но сама формула в итоге работает не так, как задумывал КС — те, кто не установили (или демонтировали) счетчики тепла, в итоге платят по усредненным показаниям тех квартир, где счетчики есть (а по счетчикам платят обычно самые экономные жильцы, т.е. их экономия идет на пользу тем, у кого счетчиков нет), к тому же сам платеж за отопление может вырасти до 2 раз, если счетчики установят в небольшом количестве квартир. Формула совершенно неадекватная и пока похоже никого это сильно не волнует. Посмотрим, что будет, когда со следующего года пойдут платежки, рассчитанные по данным этого года — повторюсь, для тех домов, где счетчики поставили единицы жильцов, платеж может вырасти почти в 2 раза, если ничего не поменять в этой формуле.