Akva-tehnik.ru

Отделка дома своими руками
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтаж огнезащитного покрытия воздуховодов

Чем и для чего делается огнезащита воздуховодов?

Огнезащитное покрытие используется для предотвращения попадания огня в вентиляционную систему и последующего распространения продуктов горения по зданию.

Вентиляция, опутывающая любое здание (от маленькой квартиры до огромного завода), может за считанные минуты распространить продукты горения, усугубив ситуацию. Для помощи в локализации очага возгорания используют огнезащитные системы воздуховодов.

Какие помещения в первую очередь нуждаются в защите?

Помещения, в которых обязательно нужна установка огнезащиты воздуховодов это, в первую очередь:

  1. Склады горюче-смазочных и легковоспламеняемых материалов.
  2. Места большого скопления людей: офисные здания, бизнес-центры, жилые многоквартирные дома, торговые центры.
  3. Здания с высокими температурами: бани, сауны, котельные.

Вентиляционная система, проводящая воздух через этажи, имеет несколько отсеков с клапанами и обитые противопожарными материалами. Таким образом, достигается изоляция каждого отдельного помещения.

Покрывать изоляционными материалами требуется трубы вентиляции, систем кондиционирования и дымоудаления. Последние сделаны для выведения дыма из здания, поэтому они нуждаются в повышенной защите.

Зачем нужна огнезащита воздуховодов?

Согласно статистике, во время пожара наибольший вред для людей наносится дымом, а не огнём.

Огнеизолированные воздуховоды

Поскольку кондиционирование и вентилирование это неотъемлемая часть любого помещения, они становятся крайне опасны во время пожара, так как быстро распространяют дым. Противопожарная защита воздуходувов призвана в первую очередь оттянуть время попадания продуктов горения в вентиляцию.

Вторая её цель – изолирование огня, чтобы тот «задохнулся», не получая необходимого кислорода. Третья – дымоудаление, вывод горючих газов из помещения.

Материал, покрывающий вентиляционные каналы снаружи, во время чрезмерного нагревания вспенивается, тем самым создавая дополнительную теплоизоляцию. Распространена огнезащитная штукатурка, пропитка для тканевых покрытий, специальная краска. Эти материалы предназначены, чтобы защитить от огня отделочные материалы, которые, как правило, легко воспламеняются и выделяют ядовитый дым.

Правила и нормы эксплуатации огнезащиты воздуховодов

Свод правил, установленный законодательным актом СП 7.13130 от 2013 года по технике противопожарной безопасности, регламентирует действия по установке вентиляционных, обогревательных и кондиционных систем.

При прокладке вентиляционных систем допускается применение исключительно негорючих изоляционных и облицовочных материалов «А» класса. Внутри одного пожарного отсека можно использовать трудновоспламеняемые материалы «В» класса. «В1» — полуогнестойкие материалы разрешаются к использованию в воздуховодах, которые не проходят:

  • сквозь потолки (в том числе подвесные) и стены;
  • в коридорах и путях эвакуации.

Система вентиляции с противопожарной защитой

Система вентиляции с противопожарной защитой

По данным правилам система вентиляции помимо огнезащитного покрытия должна иметь: воздушные затворы, противопожарные клапаны. Согласно техническим нормативам противопожарной безопасности, огнезащита должна выдержать нагревание в течение времени эвакуации. Для каждого отдельного случая рассчитывается определенный интервал времени.

Материалы должны быть сертифицированы согласно нормам предела огнестойкости. Огнестойкость конструкции определяется временем от начала чрезмерного нагревания до момента разрушения поверхности. Материал для огнезащиты должен выдерживать температуру до 1000º, учитывая среднюю температуру пожара в помещении 850º.

Использование листовых перлитофосфогелевых, асбестоцементных, гипсоволоконных, гипсокартонных, базальтовых плит, специального напыления и огнезащитного лакокрасочного покрытия увеличивает время предельной огнестойкости до 240 минут. По нормативам это время не может быть меньше 150 минут.

Способы и материалы для защиты

Теперь разберемся с тем, какие средства могут применяться для огнезащиты:

  1. Базальтовая защита.
  2. Огнезащитная краска.
  3. Напыляемый материал.

Ниже рассмотрим каждый вариант подробнее.

Бальзатовая огнезащита воздуховодов

Базальт – вещество вулканического происхождения, включающее в себя примеси железа, кальция, магния и 47% диоксида кремния. Именно благодаря кремнезёму базальт повсеместно используется в качестве огнезащиты. При воздействии высоких температур, материал не теряет свою форму, свойства твёрдого тела и не выделяет опасных веществ.

Базальтовое волокно, которым изолируют трубы от пожаров, создаётся из оригинальной породы без участия посторонних добавок, уменьшающих его природные свойства.

Комплексная огнезащита базальтовым материалом и краской

Комплексная огнезащита базальтовым материалом и краской

Наиболее популярными и надёжными считаются бренды:

  1. Rockwool (Wired Mat) . Гидрофобизированные теплоизолирующие плиты, легкие и жесткие, выпускаются в рулонах. Размер 1 рулона: 800х600х50 мм.
  2. Pro- Vent . Размеры рулона: 10000х1000-1200х20-80. Имеются варианты односторонней обкладки: фольга, армированная фольга, стеклянная, базальтовая, кремниевая ткань, металлическая сетка.
  3. ТИЗОЛ. Размеры рулона: 1000-1200х500-600х40-200. Кашированные стеклохолстом и фольгой. Цена в среднем от 326 руб / м².
  4. Бизон. Размер рулона: 6000х1000х20-80. Материал может быть облицован базальтом, кремнием, стеклом, алюминиевой фольгой, металлической сеткой. Цена от 200 руб/м².
  5. МБФ. Максимальная длина рулона 31000х1000-1500х5-20. Материал имеет фольгированное покрытие. Цена от 320 руб/м².
Читайте так же:
Как сделать освещение в ванной комнате — варианты и светильники

Плюсы применения базальтовой огнезащиты:

  • сравнительная дешевизна;
  • высокая степень защиты;
  • нетоксичность;
  • негорючесть.

Основной минус – требование дополнительного крепежа. Как правило, для этого используются металлические скобы, которые разрушаются при высоких температурах, от чего изоляция просто спадает с вентканала. Надежнее всего клеить рулоны базальтовой защиты на огнестойкие клеевые составы.

Среди других минусов: сравнительная трудность монтажа, утяжеление конструкции.

Базальтовая фольгированная огнезащита воздуховода

Базальтовая фольгированная огнезащита воздуховода

Монтаж производится в несколько этапов:

  1. Подготовка поверхности. Зачистка, выравнивание, сушка, удаление ржавчины, неровностей.
  2. Нанесение клеевого вещества. Одного слоя достаточно для огнестойкости в 30-150 минут, для большей нужен второй слой.
  3. Наклеивается материал полосами. Расход материала на 1 м² составляет 1.1 м². При монтаже двойной защиты, слои идут со смещением стыков относительно друг друга и расход составляет 2.05 м².
  4. Если не используется клей, то рулон разматывается по всей поверхности трубы и закрепляется металлическими скобами.

У базальтовых рулонов предел огнестойкости составляет 180 минут при толщине в 70 мм. Чем больше толщина, тем выше защита, и наоборот. Варианты с фольгой повышают сопротивляемость энергии тепла. Применение совместно с краской или напылителями обеспечивает комплексную и наиболее надежную защита.

Применение рулонной базальтовой огнезащиты (видео)

Огнезащитная краска

Во время сильного нагревания, при воздействиях температуры в районе 100º, такая краска вспенивается, образуя новые слои углеродной защиты от огня и дополнительную теплоизоляцию.

  1. Термобарьер. Расход краски для минимальной защиты в 45 минут – от 0.95 кг/м² в зависимости от толщины металлической конструкции (чем больше толщина воздуховода, тем меньше требуется краски).
  2. Кедр-Мет-В. Расход составляет в среднем 1 кг/м².
  3. Ecofire . Средний расход: 1.11 кг/м².
  4. КРОЗ. Средний расход: 1.37 кг/м².

Плюсы огнезащитной краски:

  • легкость нанесения;
  • быстрота ремонта после пожара;
  • конструкция не утяжеляется.

Первый минус – за толщиной и целостностью покрытия нужно неустанно следить, поскольку краска со временем облупляется, отпадает, стекает. Краски на водной основе могут не успеть вспениться, если пожар идет по углеродному типу (если температура резко возрастает в первые пять минут). В таком случае краска неэффективна, и следует заранее учесть возможность возникновения такого типа пожара.

Краску на водной основе наносят напылением или кистями. Она обеспечивает защиту в течение 120 минут при толщине в 0.8 мм. Чем больший слой краски наносится, тем выше время предельной огнестойкости.

Чем больше краски наносится на поверхность, тем она чаще нуждается в ревизии и проверке на целостность.

Результат применения огнезащитной краски для дерева (видео)

Напыляемый огнезащитный материал

Состав, наносимый методом напыления для огнезащиты поверхности. Он создаётся из минеральных микроволокнистых веществ, неорганического связующего и добавок с очень большим пределом огнестойкости (2-3 часа).

  • ПОЛИНОР;
  • Термоспрей;
  • Корунд.
  • отсутствие необходимости в подготовительных работах;
  • хорошая сцепка с поверхностью;
  • напыление можно красить, покрыв дополнительным слоем защиты;
  • самый долговечный метод (слой может оставаться эффективным до 50 лет).

Напыленная огнезащита

  • выделение токсичных веществ;
  • высокая стоимость;
  • распыление должно производиться со всеми мерами предосторожности и в костюме защиты.

Напыляемый огнезащитный материал это смесь, которая гранулируется в бункере торкрета и наносится на поверхность под воздействием воздушной струи.

Из водяных форсунок смесь смачивается, что позволяет ей равномерно покрывать металл, дерево, бетон и любую другую конструкцию. За один этап напыления формируется толщина огнеупорного слоя до 20 мм. Согласно таблице соответствия, 8 мм достаточно для 30 минут предельной огнестойкости, а слоя толщиной 25 мм для 180 минут.

Читайте так же:
Расчет, монтаж и установка вентиляционных каналов своими руками

Применение напыляемой огнезащиты (видео)

ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА ОГНЕЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ МБФ-7, МБФ -10 г. ИЖЕВСК

Настоящая инструкция предназначена для монтажа комплексной системы огнезащиты воздуховодов «МБФ-7» и «МБФ-10» (далее МБФ), производимых по ТУ 5769-001-70983814-2006 в сочетании с мастикой жаростойкой (ТУ 5775 -001-62388670-2010) с целью достижения требуемой огнестойкости воздуховодов.

Огнезащитное покрытие МБФ предназначено для огнезащиты воздуховодов, изготовленных из оцинкованной или неоцинкованной стали в соответсвии с ГОСТ 19903-74, ГОСТ 19904-90 или ГОСТ 16523-89. Воздуховоды могут иметь прямоугольную, круглую или овальную форму.

Краткое описание огнезащитной системы воздуховодов МБФ.

Все применяемые материалы, входящие в состав огнезащитного покрытия, не выделяют в окружающую среду вредные и токсичные продукты и являются экологически безопасными.
МБФ 7 и МБФ 10 – материал базальтовый огнезащитный рулонный с фольгированным покрытием выпускается в рулонах в виде холста из базальтовых супертонких волокон, прошитых вязально-прошивным способом. Данный материал облицовывается с наружной стороны алюминиевой фольгой. Огнезащитное покрытие воздуховодов МБФ не требует дополнительной отделки и имеет привлекательный внешний вид.
Мастика жаростойкая МБФ, выпускаемая по ТУ 5775 -001-62388670-2010, состоит из композиции на основе неорганических связующих и минеральных наполнителей.

Монтаж огнезащитного покрытия МБФ на воздуховод.

Подготовка поверхности для последующего нанесения огнезащитного покрытия МБФ 7 и МБФ 10

Конструктивные элементы воздуховода необходимо тщательно очистить от пыли, ржавчины и обезжирить. При нанесение огнезащиты МБФ на отгрунтованные воздуховоды, необходимо проверить качество и целостность грунтовочного слоя. При необходимости необходимо произвести ремонт грунтовочного покрытия.
Работы необходимо производить при влажности окружающего воздуха не более 90%. Во время производства огнезащитных работ не допускается попадание капельной влаги на воздуховод и на используемую огнезащитную систему МБФ. Производить огнезащитные работы допускается при температуре воздуха не ниже 0ºС

Произвести раскрой базальтового рулонного материала МБФ.

При раскрое необходимо учитывать требуемый нахлест огнезащитного базальтового покрытия. Расход материала считается с коэффициентом от 1,1, но может увеличиваться в зависимости от сложности конструкции воздуховодов и количества мест соединения (фланцев).

Подготовка и способы нанесения жаростойкой мастики МБФ

Жаростойкую мастику необходимо тщательно перемешать до образования однородной массы. Допускается разведение жидким натриевым стеклом по ГОСТ 13078-81, в пропорции не превышающей 10% от общего объема.
Нанесение жаростойкой мастики может производиться ручным способом посредством кисти, валика или шпателя. Рекомендовано использование гребенчатого шпателя высотой зуба 1,5 мм.
Нанесение с помощью агрегатов безвоздушного распыления. Рекомендуемые параметры:

  • Требуемое давление воздуха — 0,4 — 0,7 МПА;
  • Давление на выходе из форсунки — 0,1-0,2 МПА;
  • при нанесение в направлении вниз или горизонтально расстояние 250-300 мм;
  • при нанесение в направлении вверх расстояние — 150-200 мм;
  • в труднодоступных местах, расстояние не менее -100 мм.

Технологические потери при мехизированном способе нанесения могут составлять до 10%.

Монтаж огнезащитного покрытия МБФ

На нанесенный влажный слой жаростойкой мастики наклеивается материал МБФ 7 или МБФ 10, фольгой наружу. В стыках базальтовое полотно наклеиваются внахлест на 50 мм. (рис1). Рекомендуется промазать швы жаростойкой мастикой и проклеить алюминиевым скотчем. Время высыхания мастики составляет 24 часа.

Наклеивание огнезащитного покрытия МБФ 7 и МБФ на фланец воздуховодов.

На смонтированном воздуховоде фланцевого соединения монтаж производится в следующем порядке:

— Первоначально покрываются жаростойкой мастикой МБФ все фланцевые соединения воздуховодов на ширину 100 мм (рис 2) с каждой стороны фланца, затем на фланцевое соединение наклеивается полоса огнезащиты МБФ 7 или МБФ 10 (Рис 3).

Нанесение жаростойкой мастики на фланец воздуховода.Рис2Наклеивание огнезащиты МБФ на фланец воздуховодаРис3

— Далее наносится жаростойкая мастика на всю поверхность воздуховода включая фланец рис 4, после чего на влажную мастику наклеивается базальтовое огнезащитное покрытие МБФ (рис 5). Стыки рулонного базальтового огнезащитного покрытия МБФ могут быть промазаны жаростойкой мастикой и проклеены алюминиевым скотчем.

Читайте так же:
Необходимые нормы размеров вытяжек на кухне
Далее наносится жаростойкая мастика на всю поверхность воздуховода включая фланец Рис4После чего на влажную мастику наклеивается базальтовое огнезащитное покрытие МБФРис5

— При выполнении огнезащиты воздуховодов на 150 минут. Повторно на огнезащитной покрытие наносится жаростойкая мастика (рис 6) и приклеивается огнезащита МБФ 10 (рис 7).

При выполнении огнезащиты воздуховодов на 150 минут повторго наносится огнезащитная мастика.Рис6Далее приклеивается огнезащита МБФ 10Рис7

— В заключение необходимо произвести огнезащитную обработку всех крепежных (несущих) элементов воздуховодов. Для огнезащиты рекомендуется использовать «Комплексную систему огнезащиты воздуховодов «МБФ» Также, допускается применение иных огнезащитных материалов (красок) с соблюдением требований по огнезащитной эффективности не ниже требований, предъявляемых к огнезащите самого воздуховода.

Контроль качества огнезащиты воздуховодов, ремонт поврежденного огнезащитного покрытия МБФ.

Качество монтажа комплексной системы огнезащиты МБФ контролируется следующим образом:

  • Визуальный контроль: покрытие должно быть сплошным, без порывов и повреждений.
  • Базальтовый рулонный огнезащитный материал МБФ не должен иметь существенных механических повреждений.
  • После приклеивания не допускается провисаний и отставаний базальтового рулонного материала.
  • Повреждения огнезащитного покрытия, возникшие в процессе эксплуатации требуют восстановления целостности покрытия. Поврежденный участок вырезается и отделяется от поверхности воздуховода. На место повреждения накладывается заплата, стыки огнезащитного материала выполняются внахлест на 100 мм, с промазкой мастикой между слоями.

Гарантийный срок службы огнезащитного покрытия МБФ составляет не менее 10 лет при соблюдении технологии монтажа и инструкции по эксплуатации.

Монтаж огнезащитного покрытия воздуховодов

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Нанесение огнезащитного покрытия из фольгированных базальтовых матов "Огневент-Базальт" на воздуховоды

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на нанесение огнезащитного покрытия из фольгированных базальтовых матов "Огневент-Базальт" на воздуховоды.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Огнезащитное покрытие воздуховодов "Огневент-Базальт" формируется посредством применения огнезащитного базальтового мата (БСТВ), состоящего из базальтового супертонкого волокна без связующего облицованного алюминиевой фольгой.

Основной составляющей материала является особо тонкое базальтовое волокно. Сверху материал фольгируется (кашируется) сеткой, которая может быть изготовлена из металла, стекла, кремнезема или базальтовой ткани.

Огнезащитное покрытие "Огневент-Базальт" производится в виде рулонов или матов. Длина рулона составляет 6 метров, а его ширина — 1 метр. Толщина мата может составлять от 20 до 100 миллиметров. Плотность материала составляет 35 килограмм на метр кубический. Коэффициент пожаростойкости зависит от температуры, сохраняющейся в комнате (рис.1).

Рис.1. Огнезащитное покрытие воздуховодов "Огневент-Базальт"

Существующие виды материала позволяют увеличить предел огнестойкости систем воздуховодов от 1 до 3 часов. Этот параметр отражается уже в классификации: "Огневент-Базальт" EI 60 увеличивает предел огнестойкости до 1 часа. EI 120 — до 2 часов. EI 150 — до 2,5 часов. EI 180 — до 3 часов. Данные виды материала отличаются по толщине, которая соответствует техническим условиям. Чем толще материал, тем выше будет предел огнестойкости. Так, предел огнестойкости EI 60 достигает "Огневент-Базальт" 20 мм толщины. Для материалов EI 120, EI 150 и EI 180 характерна толщина мата 40, 50 и 70 мм соответственно. В маркировке материала также указывается область, где он может применяться. Цифрами обозначается количество сторон, с которых необходимо проводить облицовку: Цифра "1" — с одной стороны; "2" — с двух сторон; "6" — со всех сторон.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Технология монтажа огнезащитного покрытия "Огневент-Базальт"

Подготовка поверхности воздуховода

Перед началом монтажа огнезащитного покрытия "Огневент-Базальт" необходимо подготовить поверхность металлических воздуховодов к монтажу базальтового покрытия БСТВ. Для этого необходимо:

если воздуховод из черной стали и не обработан грунтовочным слоем, поверхность конструкции очистить от ржавчины, окалины, обеспылить и обезжирить. Ржавчина удаляется до 2 степени по ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию. В последующем поверхность высушивают. Далее следует нанести антикоррозийную грунтовку ГФ-021, АК-070, ГФ-019, ГАХ-К. Нанесение грунтовочного слоя производится по инструкции производителя грунтовочного состава.

Читайте так же:
Виды теплообменников для дымохода банных печей их классификация

Адгезия грунтовочного слоя к воздуховоду должна составлять не менее 2 балов по:

если имеется антикоррозийное покрытие с участками отслаивающегося, поврежденного, антикоррозийного покрытия. Поврежденные участки механически зачищаются и покрываются новым слоем антикоррозийного состава;

воздуховоды из оцинкованной стали очищают от пыли, грязи и обезжиривают при помощи моющих составов, просушивают.

Монтаж огнезащитного покрытия "Огневент-Базальт"

1. Условия нанесения

Влажность не более 85%. Требуется исключить попадание осадков на огнезащитное покрытие и воздуховод.

Монтаж огнезащитного базальтового мата БСТВ на воздуховод.

2. Раскрой огнезащитного покрытия "Огневент-Базальт"

Перед монтажом огнезащитного покрытия "Огневент-Базальт" необходимо произвести раскрой базальтового мата БСТВ, учитывая размеры и конфигурацию воздуховодов. При раскрое необходимо учитывать, что в местах стыков базальтовый мат БСТВ накладывается внахлест не менее чем на 50 мм. При использовании матов "Огневент-Базальт" толщиной 70 мм нахлест должен составлять не менее 70 мм. Раскрой производится при помощи ножа, либо любого другого режущего инструмента.

3. Оборачивание воздуховодов огнезащитным покрытием

Далее производится оборачивание воздуховодов огнезащитным покрытием с нахлестом в местах стыков. Стыки проклеиваются алюминиевой фольгой.

Монтаж огнезащитного покрытия воздуховодов

Огнезащита воздуховодов – обязательная составляющая конструктивных решений, используемых при монтаже современных вентиляционных систем. Применение материалов с повышенной огнестойкостью заметно снижает вероятность распространения горения при пожаре. Огнезащитные составы представлены на отечественном рынке особыми мастиками, лаками, а также специальными красителями. Для огнезащиты вентиляции также применяются ограждения, изготовленные на основе базальтовых и других компонентов.

Требования к системам вентиляции и удаления дыма

С перечнем требований по пожарной безопасности, предъявляемых к огневой защите воздуховодов, можно ознакомиться в правилах СП7.13130.2013. При обустройстве систем вентилирования учитываются параметры горючести огнезащитных составов, а также их соответствие категории объекта: жилое здание, производственные помещения и т.п.

Кроме того, принимаются во внимание следующие моменты:

  • предел огнестойкости материала самих воздуховодов;
  • климатические факторы (температура, в частности);
  • требования, предъявляемые к обслуживаемому помещению.

Огнезащита вентиляционных коробов и воздуховодов по существующим нормативам приравнивается к материалам с огнестойкостью не менее того же показателя для стеновых панелей.

При выборе оборудования для высотных зданий разрешено применение изоляции и оградительных плит с характеристиками по горючести класса «А». В пожарных отсеках разрешено использовать материалы категории «В» (трудновоспламеняемые). Для воздуховодов, не пересекающих эвакуационные пути и конструктивные элементы кровли, допустимы покрытия класса «В1».

Правила выбора материалов для огнезащиты воздуховодов

Огнезащитное покрытие воздуховодов выбирается с учетом его соответствия уровням пожарной безопасности, установленным стандартами для современных конструкций и материалов. При этом обязательно учитываются условия эксплуатации систем дымоудаления (бытовые или производственные). Для обозначения показателя огнезащиты любого материала используется символ EI, вслед за которым пишется цифра, соответствующая его огнестойкости (в пределах 15-150).

В соответствии со СНиП приняты следующие типовые маркировки:

  • EI 150 – материалы, предназначенные для «проходных» или транзитных воздуховодов;
  • EI 45 – покрытия и ограждения для вертикальных отводящих конструкций;
  • EI 30 – элементы защиты, используемых в пределах пожарного блока.

Для термоизоляции воздуховодов рекомендуется подбирать виброустойчивые материалы с хорошими показателями звуконепроницаемости.

Типы и особенности существующих теплоизоляторов

Огнезащита вентиляционных коробов, входящих в состав систем принудительной вентиляции, представлена следующими специальными материалами:

  • огнестойкая изоляция;
  • волокнистые структуры на основе базальта;
  • тонкослойные и толстослойные ограждения;
  • элементы комбинированного типа.

Первая позиция представлена матами минеральной ваты или вермикулита, а также базальтовыми блоками подходящей формы. Для монтажа этих материалов на воздуховоды применяются отдельные крепления типа саморезов или стальной проволоки.

Огнезащита на основе базальта

Базальтовые волокнистые структуры привлекают пользователей устойчивостью к вибрациям и воздействию агрессивных сред. Кроме того, они совершенно безопасны для человека, отличаются легкостью, отсутствием усадки и малой проницаемостью влаги. Наносятся эти покрытия на защищаемые поверхности методом напыления.

На основе исходных базальтовых структур, помимо жидких покрытий, получаются маты и удобные в монтаже рулонные полотна. Элементы наружной защиты повышают предел огнестойкости поверхностей воздуховодов и коробов (Е1). При увеличении толщины наносимого слоя этот показатель возрастает и при определенных условиях может достичь 150-ти единиц.

Толстослойные структуры

К элементам толстослойной огневой защиты относят следующие виды:

  • штукатурки различного типа;
  • особые фосфатные пасты;
  • специальные мастики;
  • асбестовые и минеральные волокна.
Читайте так же:
Правила монтажа и схемы установки воздуховода

Подготовленные на основе этих материалов жидкие смеси наносятся слоем до 1 см на заранее закрепленную на поверхностях металлическую сетку. При этом обязательно учитываются возможные деформация и растрескивание материалов при резких перепадах температуры и влажности. Кроме того, при использовании массивной толстослойной защиты вся отводящая воздух конструкция несколько утяжеляется, что вынуждает применять при ее монтаже дополнительные крепления и распорки. Когда зазор между стеной и воздуховодом слишком мал, сделать это будет очень сложно.

Комбинированные и тонкослойные типы защиты

Для обустройства противопожарной изоляции воздуховодов комбинированного типа используются мастики и рулонные составы различного класса с базальтовой основой. В процессе защитной обработки материал сначала наносится на заранее подготовленную клеевую основу, а затем закрывается оболочкой из фольги. Тонкослойная огнезащита – это различные красители, а также эмали и лаки, приготовленные на органической (водной) основе.

При повышении окружающей температуры в перечисленных составах формируется особый углеродистый слой, отличающийся хорошими теплоизоляционными характеристиками. К преимуществам жидких красящих веществ относятся:

  • долговечность;
  • простота нанесения и небольшой вес;
  • эстетичность;
  • экономичность.

С помощью красителей удается обрабатывать самые труднодоступные места вентиляционных конструкций. Вместе с тем красящие материалы уступают другим образцам защитных покрытий по показателю огнестойкости. Другим существенным недостатком этих изделий является сравнительно высокая стоимость.

Порядок монтажа огнезащиты

Порядок обустройства огнезащиты определяется видом используемого материала (плиты, базальтовая вата или жидкая мастика). Маты на основе базальтовых волокон, например, крепятся на трубах посредством клея с использованием специальных крепежных элементов. В этом случае последовательность проводимых операций выглядит так:

  1. Защищаемые поверхности тщательно очищаются от следов жира и грязи, обезжириваются посредством растворителя.
  2. Переходят к подготовке креплений. Для этого к корпусу воздуховода привариваются отрезки мягкой стальной проволоки, посредством которой потом крепится огнестойкое полотно.
  3. Защитный материал нарезается на заготовки, по размеру соответствующие диаметру труб. Для обустройства основания защитного короба (его нижней плоскости) берется цельное полотно. Боковины и крышка нарезаются по диаметру трубы с небольшим запасом на оформление стыков (до 10 см).
  4. Поверхности плит и воздухоотводящей трубы обрабатываются подготовленным заранее клеящим составом.
  5. Защитные материалы накладываются слоем из фольги наружу, а затем фиксируются посредством штатных метизов или проволоки.

Если защитный материал имеет жидкую консистенцию, его наносят на обрабатываемые поверхности методом напыления из краскопульта, либо с использованием особых раскаточных валиков. В простейшем случае для этих целей применяются обычные кисти. По завершении клеящих и окрасочных операций обработанной конструкции дают отстояться до полного высыхания защитного состава. Только после этого разрешена полноценная эксплуатация вентиляционного узла.

Помимо клеевого способа крепления существуют и другие методики, однако наибольшее распространение получили механические варианты. Среди них выделяются использование специальных бандажных лент и крепление посредством приварных штифтов или игл. При их применении особое внимание уделяется огнезащите креплений воздуховодов, от качества которой зависит надежность их эксплуатации.

Характерные ошибки

При проведении защитных мероприятий важно учитывать такие моменты:

  • В зонах стыковки полос базальтового полотна не допускается укладывать его внахлёст.
  • Ту же ошибку не следует делать при стыковке огнезащитного материала с элементами ограждающих конструкций.
  • Кронштейны, подвески и другие компоненты креплений воздуховода не допускается оставлять без огнезащиты.

Следует избегать ошибок, проявляющихся в несоответствии способов защиты воздуховодов требованиям действующих стандартов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию