Akva-tehnik.ru

Отделка дома своими руками
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах

Допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах

Водородный показатель (pH)

единиц6 — 95—

Летучие органические соединения (ЛОС) (толуол, бензол, ацетон, метанол, этанол, бутанол-1, бутанол-2, пропанол-1, пропанол-2 — по сумме ЛОС)

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)

(Исключен — Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)

II. Максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных ливневых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в ливневые системы водоотведения)

Водородный показатель (pH)

единиц6 — 95—

1 (при 5,5<pH<6 и 9<pH<10), 2 (при 10<=pH<11), 3 (при 5<pH<=5,5 и 11<=pH<=12), 5 (при 4,5<=pH<=5)

1 ФКi — фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, указанные абонентом в декларации либо установленные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/куб. дм). При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, для которых абонентом было указано в декларации либо установлено в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышение максимальных допустимых значений. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)

2 ДКi — максимально допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод, предусмотренные настоящим приложением (мг/куб. дм).

3 Требования, установленные для сброса в централизованную общесплавную систему водоотведения.

4 Показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 500 мг/дм3. Для сбросов в общесплавную централизованную систему водоотведения показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 700 мг/дм3.

5 Требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети.

6 При применении организацией, осуществляющей водоотведение, термических методов обезвреживания осадка сточных вод.

7 Применяется до 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г. применяется коэффициент воздействия 0,9, с 1 января 2019 г. — 1,2.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6к Правилам холодноговодоснабжения и водоотведения

ПЕРИОДИЧНОСТЬотбора проб сточных вод, необходимых для определения усредненных значений концентрации загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, и усредненных значений концентрации данного загрязняющего вещества в сточных водах на выпуске сточных вод в водный объект с очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение (в целях определения показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)

от 100 — до 4000

1 Объем сброса сточных вод в водный объект определяется как средний за 3 календарных года подряд, предшествующих календарному году, в котором была отобрана первая из проб сточных вод, необходимых для определения усредненных значений концентрации загрязняющего вещества, объем сброса сточных вод в водный объект, рассчитанный с использованием порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов (но не более проектной мощности очистных сооружений).

В случае если очистные сооружения были введены в эксплуатацию менее чем за 3 календарных года, предшествующих календарному году, в котором была отобрана первая из проб сточных вод, необходимых для определения усредненных значений концентрации загрязняющего вещества, объем сброса сточных вод в водный объект определяется как средний за период с даты введения в эксплуатацию очистных сооружений объем сброса сточных вод в водный объект, рассчитанный с использованием порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, но не более проектной мощности очистных сооружений.

2 Периодичность используется только для очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при отсутствии действующего комплексного экологического разрешения на такие очистные сооружения или поданной декларации о воздействии на окружающую среду и согласованного плана мероприятий по охране окружающей среды, если разработка такого плана необходима в соответствии со статьей 671 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в отношении таких очистных сооружений.

3 За исключением случаев, указанных в примечании 2.

(Приложение дополнено — Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)

Читайте так же:
С какой глубины может поднять воду насосная станция

Установление нормативов состава сточных вод: кому и зачем

3 июня 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 728, которым, в частности, изменены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 644 (далее — Правила).

Изменения настолько обширные, что требуют рассмотрения в отдельных тематических материалах.

В статье поговорим об институте нормирования качества сточных вод и уделим внимание нормативам состава сточных вод, порядок разработки и установления которых теперь определен в Правилах.

Правительство РФ рекомендовало органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов РФ (в определенных случаях) установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.

В первую очередь надо отметить, что изменения в Правилах, касающиеся нормирования качества сточных вод, новые нормативы не вводят.

Более полутора лет абоненты централизованных систем водоотведения (ЦСВ) и организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) готовились к тому, что нормативы водоотведения по составу сточных вод (муниципальные) будут обновлены.

Правила главным образом приведены в соответствие с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в редакции, вступившей в силу еще .

В начале прошлого года в законе появились нормы, определяющие, что к обязанностям абонентов ЦСВ относится соблюдение:

▸требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ;
▸нормативов состава сточных вод, которые, по сути, являются аналогом нормативов водоотведения по составу сточных вод (устанавливались в каждом муниципальном образовании в соответствии с постановлением Правительства № 167).

Напомним, что 2019 г. для абонентов ЦСВ ознаменовался в том числе прекращением действия гл. 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения» Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и упразднением истории с нормативами допустимых сбросов (НДС) для отдельных категорий абонентов.

Но при этом впервые в законе закрепили нормативы состава сточных вод (муниципальные). До этого момента нормативы водоотведения по составу сточных вод упоминались:

▸в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 167;
▸в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения.

Нормативы состава и свойств сточных вод против требований к составу и свойствам сточных вод

регулированию порядка установления нормативов состава сточных вод посвящена ст. 30.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Сразу подчеркнем, что установление на уровне закона нормативных положений, касающихся нормативов состава сточных вод, не означало и не означает упразднение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ.

Законодательство о водоснабжении и водоотведении и тогда, и сейчас предполагает необходимость соблюдения при сбросе сточных вод в ЦСВ как требований к составу и свойствам сточных вод, так и нормативов состава сточных вод.

Возможен ли конфликт нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод? Строго говоря, это автономные нормативы-требования. Соблюдение одних не освобождает от необходимости соблюдения других, и наоборот.

Во многих случаях так называемые муниципальные нормативы, рассчитанные на основании НДС организации ВКХ и эффективности очистных сооружений, будут строже, чем требования к составу и свойствам сточных вод.

Поэтому, соблюдая нормативы состава сточных вод по определенным загрязняющим веществам, абонент будет автоматически соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод по тем же загрязняющим веществам.

Но представим ситуацию, когда по результатам расчетов нормативы для некоторых веществ оказались больше (то есть мягче), чем требования.

Для такого случая Правила предусматривают следующее решение: если расчетные значения нормативов состава сточных вод больше максимальных допустимых значений показателей и концентраций по соответствующим загрязняющим веществам (то есть больше требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в приложении 5 к Правилам), за величину нормативов принимаются значения, указанные в приложении 5.

Иными словами, если какие-то нормативы по результатам расчета получились менее строгими, чем требования к составу и свойствам сточных вод (установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ), то в качестве итогового значения берется значение из требований (в качестве норматива принимается значение из требований).

Нормативы состава сточных вод должны быть установлены органами местного самоуправления (как и нормативы водоотведения по составу сточных вод):

а) на основании НДС, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение;

б) с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Нормативы состава сточных вод не устанавливаются в отношении нитрат-аниона и нитрит-аниона при сбросе сточных вод через ЦСВ поселений или городских округов.

Порядок установления нормативов состава сточных вод должен быть определен Правилами. Именно этот порядок в числе прочего и определили изменения, внесенные в Правила постановлением Правительства РФ № 728.

Самый главный вопрос, который сейчас задают многие абоненты ЦСВ: в отношении каких абонентов ЦСВ применимы «новые» нормативы состава сточных вод и в отношении каких нет?

Читайте так же:
Сколько стоит скважина на своем участке и кому платить

По общему правилу нормативы состава сточных вод, устанавливаемые на местном уровне для конкретной ЦСВ или конкретной технологической зоны водоотведения (если ЦСВ состоит из двух и более технологических зон водоотведения), применимы ко всем абонентам ЦСВ, за исключением отдельных категорий.

Назовем те категории объектов абонентов ЦСВ, к сточным водам которых нормативы не применяются:

1) объекты, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

2) иные объекты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 м 3 суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.

Однако и здесь есть исключение.

Из перечня освобожденных от применения нормативов состава сточных вод исключены некоторые объекты, другими словами, соблюдение нормативов для них все же обязательно, несмотря на объем отводимых сточных вод. Это следующие объекты:

▸гостиницы;
▸предприятия общественного питания;
▸предприятия полиграфической деятельности;
▸объекты, используемые для осуществления деятельности по складированию и хранению;
▸бани и душевые по предоставлению общегигиенических услуг, сауны;
▸объекты сухопутного транспорта;
▸объекты розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах;
▸парикмахерские и салоны красоты;
▸объекты производства пара и горячей воды (тепловой энергии);
▸объекты производства пищевых продуктов;
▸объекты производства стекла и изделий из стекла;
▸объекты производства строительных керамических материалов, керамических изделий;
▸объекты производства огнеупорных керамических товаров;
▸объекты производства стекловолокна;
▸объекты производства изделий из бетона;
▸объекты производства цемента и гипса;
▸объекты производства химических веществ и химических продуктов;
▸объекты производства кожи и изделий из кожи;
▸объекты производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях;
▸объекты производства меховых изделий;
▸объекты производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла;
▸объекты производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
▸объекты производства резиновых и пластмассовых изделий;
▸мойки транспортных средств;
▸объекты стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий;
▸объекты сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья;
▸объекты предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.

В отношении каких загрязняющих веществ устанавливаются нормативы состава сточных вод?

В условный перечень таких веществ входят загрязняющие вещества, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ или технологической зоны водоотведения установлены (рассчитаны, представлены) НДС, а также установлены технологические нормативы.

Эта особенность вытекает из порядка установления нормативов состава сточных вод, так как в законе указано, что такие нормативы устанавливаются на основании НДС для объектов организаций, осуществляющих водоотведение. Одновременно законом «анонсированы» некоторые особенности установления нормативов состава сточных вод для технологически нормируемых веществ.

Алгоритм разработки и установления нормативов состава сточных вод

1. Рассчитываются нормативы организацией, осуществляющей водоотведение. Формулы для расчета приведены в разд. XIII Правил.

Так, в Правила включены:

▸формулы расчета нормативов состава сточных вод для отдельных загрязняющих веществ;
▸формулы определения показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение.

При этом предусмотрены особенности расчета нормативов состава сточных вод в случаях, если:

▸объектами одной ЦСВ или технологической зоны водоотведения сброс сточных вод осуществляется в разные водные объекты, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные НДС и (или) установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ);
▸сброс сточных вод осуществляется в один и тот же водный объект, но из разных выпусков сточных вод, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные НДС или установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ).

2. Рассчитанные нормативы состава сточных вод представляются организацией ВКХ в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод.

Уполномоченный орган — это, как правило, орган местного самоуправления городского поселения, городского округа или муниципального района.

В ряде случаев нормативы состава устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На рассмотрение рассчитанных нормативов отводится 30 календарных дней со дня:

▸или представления организацией ВКХ декларации о воздействии на окружающую среду;
▸или выдачи организации ВКХ комплексного экологического разрешения (внесения в него изменений);
▸или получения организацией ВКХ разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в него изменений);
▸или установления НДС для объектов ЦСВ.

Важно обратить внимание! Срок — пресекательный. Если организация ВКХ не представила в уполномоченный орган рассчитанные нормативы, уполномоченный орган самостоятельно утверждает нормативы состава сточных вод.

Для этого уполномоченный орган вправе запросить сведения у организации ВКХ, а организация ВКХ обязана представить по письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у нее документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод.

Возможен отказ в установлении нормативов состава сточных вод при наличии следующих оснований:

▸отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) НДС или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод;
▸рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений НДС или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам;
▸рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям к порядку расчета таких нормативов.

Читайте так же:
Размеры кровельных водосточных воронок ТехноНиколь

В случае если проводится корректировка установленных нормативов, дополнительным основанием отказа может выступать отсутствие установленных оснований для корректировки нормативов состава сточных вод.

3. Если все же организация ВКХ рассчитала и представила нормативы в срок, уполномоченный орган рассматривает представленные нормативы в течение 30 календарных дней и устанавливает нормативным правовым актом (НПА) нормативы состава сточных вод (с уведомлением организации ВКХ).

Обязанности абонентов при установлении «новых» нормативов состава сточных вод

Надо отметить правило, которое касается представления абонентами ЦСВ декларации о составе и свойствах сточных вод в случае установления нормативов состава сточных вод.

Если при установлении или корректировке нормативов изменился перечень загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод, абоненты ЦСВ должны в течение 3 мес. с даты опубликования соответствующего НПА:

1) внести изменения в декларацию в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых в декларации указаны фактические концентрации загрязняющих веществ;

2) подать измененную декларацию в организацию ВКХ.

В случае если измененная декларация не была подана в организацию ВКХ, декларация прекращает действие по истечении 3 мес. со дня опубликования НПА органа об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод.

В завершение рассмотрим основания для установления или корректировки нормативов состава сточных вод:

1) установление (расчет, представление) НДС или установление технологических нормативов для объектов ЦСВ организации ВКХ;

2) корректировка (перерасчет) НДС или корректировка технологических нормативов для объектов ЦСВ организации ВКХ.

Дополнительным основанием для корректировки нормативов состава сточных вод по отдельным загрязняющим веществам является изменение показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества очистными сооружениями (по итогам 12 календарных мес. подряд) более чем на 10% по сравнению с ранее определенным значением такого показателя.

ПДК сточных вод — требования и нормы

Сточные водыПроблема очистки сточных вод уже давно является одним из основных вопросов экологической безопасности. К сожалению, и в промышленных масштабах, и в условиях применения бытовых канализационных сетей достаточно часто уделяется недостаточное количество внимания на предварительную подготовку стоков.

Поэтому в систему центральной канализации зачастую попадают всевозможные отходы, в которых значительно превышаются ПДК сточных вод (предельно допустимые показатели) по различным критериям.

Критерии оценки состояния сточных вод

Основной задачей мониторинга состояния стоков является недопущение загрязнения поверхностных вод. Требования СанПиН сточные воды в этом вопросе ставят достаточно жесткие условия по содержанию вредных примесей в стоках, сброс которых производится в водоемы.

Основными характеристиками являются:

  • Количество взвешенных и плавающих примесей.
  • БПК сточных вод, характеристика определяющая количество кислорода, необходимого для биохимического окисления веществ органического происхождения, имеющихся в стоках. То есть, чем более загрязнены стоки, тем большим будет это значение.
  • ХПК сточных вод, определяет количество кислорода, необходимого для химического разложения органических примесей.
  • Содержание различных химических веществ, способных нанести вред как человеку, так и окружающей среды.
  • Кислотность стоков.

Исходя из этих показателей, определяется, возможно ли осуществлять выпуск сточных вод в водоемы.

Содержание веществ, понятие ПДК стоков

Так что же это такое — ПДК стоков?

Это установленный законодательно показатель, который характеризует максимально возможное содержание различных веществ в воде, атмосфере, почве.

Если в воде подобные показатели не превышены, то человек может применять ее без последствий на протяжении длительного времени. Понятно, что касаемо стоков, речь о непосредственном применении не идет. Здесь играет роль другой фактор.

Любая канализационная система является системой открытого типа. Да, существует ряд предприятий, технологический цикл которых предполагает повторное применение стоков, но достичь абсолютной ликвидации сброса отходов производства в канализацию практически невозможно.

Поэтому и были утверждены ПДК сброса сточных вод. Они были рассчитаны из условия безопасного сброса стоков.

ПДК сброса сточных вод

В сточных водах перед сбросом в канализацию должно контролироваться содержание множества веществ. Особое внимание должно уделяться содержанию тяжелых металлов в чистом виде, их солей.

Именно такие вещества оказывают наиболее губительное воздействие.

Требования к сточным водам

Согласно действующим нормативным документам, кроме этого, нельзя сбрасывать в городскую канализационную систему сточные воды, которые содержат:

  • Вещества, разложение которых может вызвать образование взрывоопасных газов в системе канализации (оксид углерода, сероводород, различные цианиды и другие). Нормы ПДК в сточных водах не допускают нахождения подобных веществ в стоках.
  • Горючие вещества, в том числе и различные виды горюче-смазочных материалов, смол, нерастворимых жиров.
  • Вещества, обладающие радиоактивными свойствами.
  • Различные включения биологического характера, которые могут вызвать бактериальное загрязнение.
  • Химические элементы, которые будут оказывать разрушающее воздействие на материалы, которые применялись в строительстве канализационной системы.
  • Разного рода загрязнения, которые способствуют нарушению работы канализации и приводят к образованию засоров, отложений на стенках труб и коллекторов.
  • Вещества, которые трудно поддаются окислению биологическим способом.
  • Химические соединения, для которых не определены ПДК сточных вод, в канализацию сбрасывать также недопустимо. Исключение составляют вещества, для которых определены предельно допустимые концентрации содержания в водоемах, которые предназначены для бытового применения.
Читайте так же:
Почему нужно как можно быстрее устранить запах от канализации

Показатели, которым должны соответствовать стоки

Предельно допустимые концентрации сточных вод измеряются в мг/литр, и составляют:

  • Вещества во взвешенном состоянии — 500.
  • БПК (полный) — 500.
  • ХПК — 800.
  • Остаток плотный — 2000, в том числе:
    • Сульфаты —500.
    • Хлориды — 350.
    • Вещества, из которых возможно извлечение эфира — 20.

    Кроме того, сточные воды должны иметь температуру не более 40 градусов, нейтральную кислотность (6,5-8,5 рН).

    Превышение ПДК сточных вод ведет к наложению на предприятие или частное лицо штрафных санкций.

    Несколько слов о бытовых стоках

    Абсолютно неправильным является мнение, что данные требования распространяются только на производственные предприятия. Достаточно часто работниками городских водоканалов обнаруживаются незаконные врезки в системы отвода ливневых вод, дренажные системы.

    И если в бытовых стоках нет смысла искать тяжелые металлы или радиоактивные вещества, то от наличия органического материала они не избавлены. Поэтому ПДК так же законно распространяются на бытовые стоки.

    А если речь заходит о крупных комплексах частных сооружений, отопление которых осуществляется при помощи котельных, технологический процесс которых предполагает сброс технологических жидкостей в систему канализации, тут уже стоит вопрос и о содержании в стоках и сульфатов, и хлоридов. То есть вполне возможно может стать вопрос о том, что будет необходима очистка сточных вод от фосфатов и других солей.

    Оборудование для контроля над стоками

    Канализационный колодец

    При подключении канализационной сети предприятия к системе городской канализации необходимо обеспечить наличие специального контрольного канализационного колодца. При этом он должен находиться за пределами предприятия, чтобы обеспечить свободный доступ к нему контролирующих органов.

    Такие колодцы должны быть оборудованы приспособлениями для отбора проб стоков. При необходимости, на потенциально опасных предприятиях должны быть смонтированы системы автоматического контроля над состоянием сточных вод.

    Сброс в городскую систему стоков, в которых хотя бы по одному показателю превышена ПДК, не допускается.

    В случае наличия в канализационных стоках большого количества солей, необходимо предусмотреть их предварительную очистку или выполнять процедуру обессоливания.

    Только общее ответственное отношение к проблемам очистки бытовых и промышленных стоков может привести к улучшению экологической обстановки в вашей местности. Особенно это актуально для районов с высокой техногенной нагрузкой.

    Сточные воды предприятия

    Сточные воды предприятия

    Загрязнение Мирового океана на сегодняшний день является одной из глобальных экологических проблем человечества. Гора мусора в Тихом океане достигла настолько больших размеров, что её стали называть «мусорным континентом». При этом твёрдые бытовые отходы – далеко не единственный источник загрязнения мирового океана. Существенный вклад в загрязнение водных экосистем вносят сточные воды предприятий.

    Например, в озеро Байкал, где сосредоточено 20 % мировых запасов пресной воды, в течение продолжительного периода времени (с 1966 г. по 2013 г.) сбрасывал промышленные отходы Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, что значительно ухудшило качество воды в озере. Заводы по производству пищевой продукции, автомобилей или пластика также наносят огромный вред окружающей среде.

    Сегодня жидкие отходы предприятий стали основным источником загрязнения водных объектов. В этой статье мы рассмотрим изменение состава воды после использования её на предприятии, виды нормирования промышленных сбросов, а также методы их очистки. Кроме того, Вы узнаете, в чём заключается опасность промышленных сбросов для водоёмов и как поступать в случае, если возникают подозрения, что в водоем, который Вы используете для купания, или на территорию, рядом с которой расположен Ваш колодец или скважина, производится несанкционированный сброс промышленных отходов.

    Определение

    К сточным водам предприятия относят воду, которая после использования в промышленном цикле загрязнена производственным отходами.

    Почти любая промышленность использует воду в производственном процессе, который загрязняет её отходами и может менять её физические характеристики – например, температуру. Сейчас на современных предприятиях сточные воды делят на категории по составу, по условиям отведения и очистки, а также дальнейшего использования в замкнутом цикле водоснабжения.

    Состав

    В воде промышленные отходы образуют сложные многокомпонентные смеси, которые сложно удалить. Характер загрязнений сбросами зависит от отрасли производства и обрабатываемых материалов. Для наглядного примера приведём таблицу состава сбросов различных предприятий.

    Классификация сточных вод различных предприятий
    Металлургическая промышленностьМинеральные примеси, пыль, грязь, песок, окалина, масла, тяжёлые металлы, кислоты
    Целлюлозно-бумажная промышленностьВолокна, селен, хлор, диоксид серы, скипидар
    Машиностроительная промышленностьНефтепродукты, фенолы, взвешенные вещества
    Нефтеперерабатывающая промышленностьНефтепродукты, сульфаты, взвешенные вещества, хлориды
    Птицефабрики и мясокомбинатыАзот, фосфор, калий, вирусы и бактерии
    Рыбная промышленностьЖиры, растительные масла, белки, минеральные вещества
    Нефтедобывающая промышленностьСероводород, парафины, аммиак, меркаптаны, сульфиды, фенолы, нефтепродукты, минеральные соли, аммонийный азот
    Производство пластикаФенолы, пластификаторы
    Горно-обогатительная промышленностьТяжёлые металлы, кислоты, органические растворители
    Угольная промышленностьВзвешенные вещества (угольная пыль и частицы сопутствующих пород), нефтепродукты в виде минеральных масел
    Текстильная промышленностьМинеральные и органические примеси, реагенты, моющие средства, волокна и взвешенные вещества
    Производство консервовВзвешенные вещества, аммонийный азот хлориды, сульфаты, эфирорастворимые вещества, фосфор
    Производство сахара и крахмалаАзот, калий, кальций и фосфор
    Молочная промышленностьМолочная сыворотка

    Нормирование

    Существует два принципиально разных сценария утилизации сточных вод:

    • очищенные и неочищенные сточные воды сбрасываются в ливневую или бытовую канализацию;
    • очищенные сточные воды сбрасываются в водоём или водоток участником хозяйственной деятельности.

    В первом случае использование водных ресурсов предприятиями контролирует Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». Всем предприятиям, которые сливают отходы в водоёмы или канализацию, необходимо получить разрешение от природоохранных органов.

    На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 для сточных вод предприятий введены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, превышение которых недопустимо.

    Наименование показателяЕд. изм.ПДК
    Взвешенные веществамг/дм 3300
    БПК5мг/дм 3300
    ХПКмг/дм 3500
    Азот общиймг/дм 350
    Фосфор общиймг/дм 312
    Нефтепродуктымг/дм 310
    Хлор и хлораминымг/дм 35
    Соотношение ХПК:БПК52,5
    Фенолымг/дм 35
    Сульфидымг/дм 31,5
    Сульфатымг/дм 31000
    Хлоридымг/дм 31000
    Алюминиймг/дм 35
    Железомг/дм 35
    Марганецмг/дм 31
    Медьмг/дм 31
    Цинкмг/дм 31
    Хром общиймг/дм 30,5
    Хром шестивалентныймг/дм 30,05
    Никельмг/дм 30,25
    Кадмиймг/дм 30,015
    Свинецмг/дм 30,25
    Мышьякмг/дм 30,05
    Ртутьмг/дм 30,005
    Водородный показатель (pH)единиц6-9
    ТемператураºC+40
    Жирымг/дм 350
    Летучие органические соединения (ЛОС) (в том числе толуол, бензол, ацетон, метанол, бутанол, пропанол, их изомеры и алкилпроизводные по сумме ЛОС)мг/дм 320
    СПАВ неионогенныемг/дм 310
    СПАВ анионныемг/дм 310
    Полихлорированные бифенилы (сумма ПХБ)мг/дм 30,001

    Сброс жидких отходов запрещён, если в них есть вещества, для которых ПДК не разработаны. Также запрещены превышение разрешённых объёмов сбросов сточных вод и сброс в неустановленных местах или на прилегающей к очистным сооружениям местности. Если ПДК загрязняющих веществ в сбрасываемых предприятием водах превышено, то на него может быть наложен штраф до 100 000 ₽ или запрет на деятельность сроком до 90 суток.

    Во втором случае сбросы отходов предприятий в водоёмы разделяют на слабозагрязнённые и загрязнённые, которые обязательно должны очищаться перед спуском в водоём. Уровень загрязнения определяется концентрацией примесей. Если предприятие сбрасывает загрязнённые воды в водоёмы или водотоки, то для каждого предприятия рассчитываются нормы предельно допустимого сброса, основанные на качестве воды выше места сброса и учитывающие объёмы сброса. Как правило, такая вода требуют очистки или отстаивания даже если используется исключительно для охлаждения. Расчёт предельно допустимых сбросов (ПДС) происходит в индивидуальном порядке.

    Методы очистки

    Загрязнения можно разделить на:

    • механические (нерастворимые частицы);
    • химические (токсичные вещества);
    • бактериальные (патогенные бактерии и грибки);
    • радиационные (радиоактивные элементы);
    • физические (изменилось агрегатное состояние вещества или другие характеристики, например, температура).

    Выбор оптимальных методов очистки возможен только после количественного анализа сточной воды. Степень очистки, подбор эффективного оборудования и фильтрующих элементов зависят от состава загрязнения и объёма сточных вод.

    Для очищения промышленных сбросов используют различные методы и их комбинации. Процеживание, отстаивание и фильтрация относятся к механическим способам очистки. Фильтрация – самый распространённый способ очистки воды. В металлургии подобным образом очищают до 90 % нерастворимых загрязнений. Однако в пищевой промышленности этим методом можно удалить не более 5 % загрязнений.

    При применении физико-химических методов очистки использую осаждающие реагенты, электрический ток и изменение температурного режима, замораживание, выпаривание.

    Разрешающие документы на сброс промышленных сточных вод

    Если открываемое предприятие в результате своей деятельности будет наносить вред окружающей среде, ему необходимо получить разрешающую документацию. Для получения разрешения на водопользование предприятию необходимо сделать анализ сточных вод в аккредитованной лаборатории, где компетентные сотрудники произведут отбор проб воды для исследования. Отбор проб следует производить после прохождения сточными водами очистных сооружений. По результатам исследования формируется протокол, в котором указывается содержание вредных примесей. Для получения разрешения Росприроднадзора вредные вещества в протоколе не должны превышать ПДК. Также для каждого отдельного предприятия-водопользователя разрабатывается норма ПДС.

    Помимо химического анализа предприятие должно:

    • сделать оценку количества стоков, которые подлежат отведению от предприятия за определённую единицу времени;
    • разработать план мероприятий по снижению концентраций вредных веществ, негативно влияющих на окружающую среду;
    • согласовать оптимальную точку сброса промышленных вод;
    • собрать полный пакет разрешающих документов.

    Вывод

    Попадающие в водные объекты вредные вещества кардинально меняют водную экосистему. Чтобы этого не происходило, необходимо производить химический анализ сточных вод в соответствии с установленным регламентом и принимать меры по очистке и правильному сбросу сточных вод.

    Регулирование сброса сточных вод, их очистка и правильное распределение – залог сохранения природного разнообразия и отсутствия серьёзных штрафов для Вашего предприятия.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию